Молчание против заикания


Если ребенок страдает заиканием, то этот недуг лишает его уверенности в себе и может стать серьезной помехой на занятиях в детском саду, в школе, при общении с другими детьми. О недавно появившихся методах лечения заикания рассказывает кандидат медицинских наук,
врач-невропатолог, директор медицинского центра при Московском НИЦ биокибернетики Андрей Анатольевич Блудов.

— Многие считают, что дети начинают заикаться от внезапного испуга. А как обстоит дело в действительности? — Зерно истины в этом мнении есть. В самом деле, случается, что заикание возникает в результате срыва в работе нервной системы. Однако виной тому может быть не только испуг. Сходным образом влияет любое сильное эмоциональное потрясение, а также серьезное заболевание, истощающее организм. Например, бронхит или пневмония. «Спусковым крючком» может стать и перенесенный ребенком наркоз. Трудности с произношением иногда списывают на стресс, случившийся с ребенком когда-то в прошлом. Но так не бывает: сегодня ребенок сильно испугался, а завтра начал заикаться. Обычно это происходит в один момент. Если порок возник не сразу, значит, дело в чем-то другом. Кроме прочего, существуют определенные особенности мозга, способствующие заиканию. А они передаются детям по наследству. Очень часто заикаются левши. Когда ребенка с левой руки переориентируют на правую, то это вносит разлад в тот механизм, который обеспечивает плавность и непрерывность произношения слов и предложений. В данном случае переучивать детей так же вредно, как и поощрять их собственное стремление поменять руку. — На заикающегося ребенка порой мучительно смотреть, видя, каких усилий стоит ему произнести слово — он дергает головой и руками, напрягается. Это не опасно для его здоровья? — Конечно, это действует на него неблагоприятно. Каждая попытка произнести неподдающиеся звуки вызывает судорожные сокращения мышц. Возникает спазм дыхательной мускулатуры, который не дает сделать ни вдоха, ни выдоха. От недостатка кислорода при сильном заикании кожа у детей нередко приобретает синюшный оттенок. — Как помочь — закончить за него фразу?
— Излишне опекать ребят при этом не стоит. Взрослые совершают большую ошибку, когда прерывают ребенка и завершают фразу за него. Сначала это его только злит и раздражает, а потом он вовсе перестает стараться. И при очередной трудности в разговоре выжидающе смотрит, когда последует помощь от мамы или папы. Вырабатывается такое пассивно-потребительское отношение к собственному дефекту. — А можно ли обеспечить какую-то профилактику этого недуга? — Можно, причем в очень раннем возрасте. Ведь обучение правильной речи зависит от развития мозга ребенка. За качество речи у взрослого человека отвечают три мозговых центра. У младенца они вступают в действие поэтапно. Центр, который «руководит» воспроизведением речи, активизируется вместе с первым лепетом, когда начинают двигаться мышцы языка, гортани, дыхательной мускулатуры, голосовых связок. Затем, по достижении 2-4 месяцев у ребенка начинает действовать слуховой центр. Он позволяет услышать сказанное, мгновенно определить его правильность, а потом дает сигнал для продолжения речи. Этот же центр распознает речь других людей. К 2-3 годам ребенок приобретает способность говорить фразами. В этом момент формируется ассоциативный центр, который строит структуру предложений, готовит их к высказыванию. Все три центра образуют замкнутый речевой круг. Когда он работает правильно и бесперебойно, мы говорим без проблем: услышав свои слова, думаем, что именно надо сказать дальше. И продолжаем свою речь. А вот когда этот круговой процесс прерывается, речь становится невозможной и возникает заикание. Это случается, когда мозгу ребенка не удается вовремя приводить в действие каждый из трех центров. Когда с малышом мало разговаривают, плохо развивается слуховой центр. Поэтому так важно разговаривать с младенцами, не кивая на то, что они, мол, ничего не понимают. Они должны слушать родную речь, при этом малыши буквально впитывают ее звуковые особенности, интонации. Если с малышом мало занимаются развивающими играми, обучением, то у него может отставать ассоциативный центр. Если при этом центр воспроизведения речи продолжает работать, то синхронность может нарушиться. В этом случае мозг не успевает услышать и оценить образующиеся слова. Возникает заминка, и происходит разрыв речевого круга. Он длится доли секунды, но лишает возможности произнести тот или иной звук. Это и есть заикание. — Как же сегодня его лечат?
— Независимо от причин заболевания для его устранения необходимо произвести одно действие — наладить синхронную работу трех речевых центров. Невропатологи применяют медикаментозные средства, тормозящие все три центра, управляющие речью. Это позволяет их «выровнять». Ребенку могут назначить настойку пустырника или его смеси, фенибут, успокаивающий речевой центр, транквилизаторы. А вот в противосудорожных препаратах, которые рекомендовали раньше и иногда делают это и сейчас, нет необходимости. Однако помощь медикаментов эффективна лишь в качестве скорой помощи, если внезапное заикание действительно вызвано испугом. Но при длительном нарушении плавности речи, которое, скажем, продолжается более года, на них не стоит особо рассчитывать. Гораздо эффективнее в этом случае прибегнуть к услугам логопедов. Они используют три главных принципа. Один из них — замедленная речь. Когда фразы намеренно растягиваются, то скорость работы центра, ответственного за произношение слов, снижается. Это дает возможность значительно уменьшить заикание. Оно становится практически незаметным, когда дети поют, декламируют стихи или говорят нараспев. Следующий метод основан на том, что в работу вовлекаются взмахи рукой, ногой. Это такое же действие, как сокращение дыхательных мышц или артикуляция губами. Активные движения ребенка как бы «отвлекают» мозг на себя. Благодаря этому центр, выбившийся из речевого круга, притормаживается. Он замедляет процесс образования слов, и детям удается справиться с заиканием. Когда ребенок в такт речи дирижирует кистью руки или ритмично сжимает кончики пальцев, он может произносить слова и целые фразы без запинок. В то время как большинство логопедов рекомендуют помогать себе рукой, другие считают, что лучше шагать во время разговора или играть с мячиком. Некоторые уделяют больше внимания постановке дыхания. Суть у этих приемов одна, хоть внешне они и отличаются друг от друга. Их эффективность в основном зависит от профессионализма специалиста. И последнее из практики логопедов — длительное молчание. Если долго не говорить, речевой центр не работает и успокаивается, а два других, тем временем, к нему подтягиваются. В совокупности со стандартными логопедическими упражнениями это в большинстве случаев восстанавливает плавность речи. Родителям, как правило, этот метод нравится. Он позволяет участвовать в исцелении собственного чада. Взрослые следят, чтобы его рот был «на замке» и постоянно его одергивают. Однако детей очень трудно заставить долго молчать. Ребенок нервничает, его эмоции не получают выхода. Это плохо отражается на психике, да еще приостанавливает его развитие. Если уж помогать ребенку, то по существу. Лучше освоить с ним простейшие логопедические приемы, способные помочь справляться с затруднениями в речи. Список мер по избавлению от этого недуга можно было бы пополнить гипнозом. Но как раз для детей он не подходит. — Некоторые пытаются лечить заикание иглоукалыванием
— Оно, по идее, способно усилить ассоциативный центр и подавить тот, который отвечает за произношение слов. Однако это очень тонкое искусство. Чтобы получить ожидаемый результат, врач должен обладать исключительно большим мастерством. Иначе можно и навредить. — А какие существуют новые разработки в этой области?
— Возможности в лечении заикания весьма расширило использование компьютера. С его помощью удалось создать искусственную связь между центрами произношения речи и слуховым — между губами и ухом. Ребенок говорит в микрофон. Через наушники к нему возвращается его же речь, но уже откорректированная компьютером. Она звучит гладко и без запинок. Компьютер задерживает слова на доли секунды и тем самым тормозит перевозбужденный центр воспроизведения речи. Поэтому малыш не произнесет следующего слова, пока не услышит предыдущее. Переработанная речь, которая подается в наушники, еще и усилена. Мозг вынужден выбирать между тем звуком, который передается ему изнутри по черепным костям, и тем, что слышен снаружи. Он, разумеется, выбирает более мощный. Таким образом речевой круг стабилизируется. Ребенок не ощущает разрывов в словах, ведь компьютер их не пропускает. Благодаря этой методике дети, которые не в состоянии произнести даже своего имени, сразу же перестают заикаться, если они в наушниках и с микрофоном. Но чтобы они могли нормально говорить и без помощника, требуется ежедневная тренировка в течение месяца. Тем временем начинается следующий этап. Хоть он и носит название: «развитие дикторских способностей», но главное в нем не это. Заикание связано еще с дефицитом спектра речи. Для плавного звучания в нем не хватает определенных обертонов. Бывает, что страдающий этим недугом человек, разозлившись, начинает кричать и вдруг перестает запинаться. А дело в том, что его слова приобретают эмоциональную окраску и выразительность. Небольшая перестройка спектра речи позволяет обогатить ее именно этими недостающими элементами. В процессе обучения у ребенка исчезает готовность мышц речевого аппарата к спазму, вызывающему заикание. Да еще подтверждается поговорка: «Нет худа без добра». Потому что маленькие пациенты не только перестают заикаться, но и приобретают способность красиво, выразительно говорить.

Людмила КОЧУБЕЙ

Оставить комментарий