Существенные отличия АСМ от традиционных техник медитации, показания и противопоказания к методу и технологическая схема применения АСМ для лечения алкоголизма

С.Р.Соколовский
Каф.психологии ПФ РГСУ

PashaPashin317@hotmail.com

АСМ- прикладная креативная медитация , разработанная на кафедре психологии ПФ
РГСУ, существенно отличается от всех медитации, предложенных ранее (1) . Это
специализированная клиническая методика, где на «мощное дерево медитации
прививается клиническая когнитивную -поведенческая модель нового здорового
поведения» больного человека. Это — как прививка в садоводстве, где на дерево
одного сорта прививается новый плод. Великий физик прошлого Исаак Ньютон говорил
про себя: «Я только потому стою высоко, что встал на плечи гигантов,»- имея
ввиду, что воспользовался прошлыми знаниями человечества. Используя великое
дерево медитации, клинический психолог прививает к нему новую когнитивную —
поведенческую модель, осуществляя «health promotion” и “change behavior” в
интересах собственного здоровья и духовного прогресса. Она выросла из
когнитивной -поведенческой психотерапии и mindfulness – therapy, разрабатываемой
профессором Фабрицио Дидонна (2)

Эти отличия заключаются в следующем:

1.АСМ – не религиозная практика, и не духовная, а конкретный метод модификации
собственного поведения в интересах здоровья, в тех областях, где контроль над
чувствами, мыслям, поведением и эмоциями, затруднителен .

2.АСМ — не может проводиться религиозным адептом, или хорошо знающим медитацию
тренером (буддистом). Для проведения АСМ — необходим высококвалифицированный
клинический психолог, великолепно знающий закономерности протекания той или иной
болезни, внешние и внутренние факторы, на нее влияющие, равнозначно владеющий
практикой медитации.

3.АСМ – в отличие от других техник медитации, после окончательной отработки
терапевтической медитативной модели, предполагает медитацию на «себе любимом»,
т.е. на стойком, позитивном, положительном клиническом образе , с любовным
слиянием с новым собой, на новой позитивной модели себя, только лучшем.

«Меди тирую на себе, только лучшем», — так говорят клиенты клинического
психолога, занимающиеся АСМ.

4. Ни одна из религиозных техник медитации не предполагает медитацию на себе
самом.

5.Ни одна из медитативных техник не стремится использовать новейшие знания
медицины и психологии об особенностях протекания болезней и ускорения
выздоровления за счет смены когниций, стиля мышления, чувств и моделей
поведения, так как преподаватели ( практики) медитации находятся вне современных
научных медицинских и клинических познаний.

6.АС М , предлагая любовную медитацию, с любовным слиянием, на новом образе
себя, использует самые глубоким эгоистические механизмы живого, поэтому ее
потенциал огромен. Ну, кто не любит и не обажает самого себя?

7.Психологические техники, при появлении внутреннего сопротивления или критики,
не срабатывают. Например, гипноз – невозможен, если пациент в него не верит.
Молитва также может не помочь, если нет веры. Меди тирующий на себе, не имеет
сопротивления, так как любой человек эгоистичен, и, прежде всего, любит себя.
Поэтому на медитацию на самом себе никогда не развивается сопротивления, ее
целебный эффект глубоко биологичен.

8.Если в других техниках, рекомендуются некоторые внешние условия ( тишина,
спокойствие, произнесение мантр, особые позы, изображения), клинически меди
тировать на себе можно в любых условиях. Наш клинический опыт показывает, что
даже 5-10 минутные медитации 5-7 раз в течение дня, способны вызывать
значительные сдвиги в биологии, нейрофизиологии и поведении, значительно
трансформируя протекание болезни.

9.Медитативные практики часто проводятся коллективно, и внешние&внутренние
процессы проходят похожим образом: например все медитируют на теле Будды, или
произносят одинаковые мантры вслух. Люди сидят в одинаковых позах, скрестив
ноги. АСМ – возможна в коллективе, но каждый работает над личной, своей
креативной моделью, непохожей на другие. Ведь аксиома современной медицины: «
лечить не болезнь, а больного», т.е. все конкретно индивидуализировать.

10.В практиках медитации конкретный результат замалчивается. Адепты говорят либо
о

религиозном ритуале, либо о чем-то всеобщем. АСМ — должна давать реальный
позитивный результат в улучшении физического и психического здоровья, что
измеряется и документируется соответствующими клиническими или психологическими
методиками и исследованиями. Если АСМ не дает результата – значит, она
проводится не по назначению, не по показаниям, или сформированная
терапевтическая модель — непрофессиональная. Или пациент не имеет мотивации к
АСМ.

ПОКАЗАНИЯ И ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ К АСМ.

Поскольку метод относительно молодой и только начинает развиваться, показания к
нему еще недостаточно определены, но все психические и физические болезни или
патологии, которые для эффективной коррекции нуждаются в глубокой смене
определенных чувств, мыслей, поведенческих стереотипов, настроений, одним
словом, для значительной коррекции внутреннего эго – показаны для применения АСМ.

Абсолютными противопоказаниями являются те состояния, где исходя из современных
данных медицины никакой позитивный прогресс в физической и психической сфере
невозможен, или поведенческая, когнитивная и эмоциональная составляющая не
играет никакой роли, или пациент не обладает внутренними ресурсами для
прохождения АСМ : детский возраст, отсутствие мотивов для терапии, отсутствие
терпения, невозможность усваивать новые знания и навыки.

Относительными противопоказаниями являются сниженная мотивация к лечению, плохой
контакт клинического психолога с пациентом, не сложившиеся творческие отношения
психолога и клиента, недостаточные знания о протекании заболевания, сниженная
способность пациента к обучению, когнитивные нарушения, мешающие созданию
креативной модели.

ПРИМЕНЕНИЕ АСМ НА ПРИМЕРЕ ЛЕЧЕНИЯ АЛКОГОЛИЗМА. ( На основе истории болезни
пацинта нашей клиники).

Больной А, 26 лет, социально неблагополучный (без работы, без семьи, психически
неустойчивый, с депрессией) пробовал вылечиться от алкоголизма в религиозной
общине. Но из за своей низкой религиозности ( родители – атеисты) улучшения не
произошло. Очень хорошая методика АА – 12 шагов, не могла быть проведена, так
как в этом районе не было групп взаимопомощи Анонимных Алкоголиков(3). Методика
Шичко не дала прогресса, так как у него не было терпения вести дневники
самомониторинга (4).Психоаналитическая терапия также была провалена из-за
низкого интеллекта и неспособности анализировать свои ощущения.

Гипноз и суггестивные методики также не давали результата из-за низкой
внушаемости пациента неустойчивости рефлективных процессов.

Пройдя этапы лечения алкоголизма, и не отрицая их, в виде детоксикации,
реабилитации, клинический психолог для предотвращения реляпса выработал с ним
креативную модель, его, как прекрасного, замечательного, внимательного сына,
человека исключительной трезвости, гордящегося своей трезвостью, кроме того
опасающегося любого принятия алкоголя. Затем эта формула была переведена на
невербальный медитативный образ любви к себе и восхищения самим собой, новым, на
котором пациент меди тировал по 10-12 минут 5-7раз в день. При этом он должен
был испытывать не отделение чувств от объектов (5), и не выключение эмоций, как
этого требуют традиционные техники, а чувство любви к себе — новому и восхищение
собой новым, при этом видеть перед собой свой новый образ, разработанный
совместно с клиническим психологом. При этом от него не требовалось никакой
другой работы с психотерапевтом, при условии регулярных медитаций на новом
клиническом креативном образе себя. Так как, мало «держать знание в памяти, надо
быть влюбленным в него»(6).Именно эта метода вызвала длительную и значительную
ремиссию в его болезни, чего не было при других методиках лечения. Результаты
продолжают наблюдаться в нашей клинике, но достигнутая продолжительность
ремиссии (более 1 года) нас обнадеживает.

Оставить комментарий